CHERY
Chery — это китайская автомобильная марка, основанная в 1997 году и выпускающая легковые автомобили и кроссоверы различных классов. На российский рынок бренд вышел в 2005 году. Также компании Chery принадлежат марки Omoda и Exeed.
Chery была основана в 1997 году по инициативе мэрии города Уху в провинции Аньхой на базе предприятия по производству автокомплектующих. В мае 1999 года началось производство двигателей, а в декабре — первых автомобилей на оборудовании, купленном за $25 млн у завода Ford в Великобритании. У компании не было лицензии на выпуск автомобилей, поэтому уже через полгода предприятие было закрыто, а выпущенные к этому времени 2000 машин были оборудованы под такси города Уху. В 2001 году Chery Automobile продала 20 % своих акций шанхайской компании SAIC, таким образом получив право на выпуск автомобилей. Сразу началось производство седана Fulwin, сделанного по образцу и из комплектующих популярных моделей Volkswagen, выпускавшихся на совместных предприятиях немецкого концерна с SAIC (Jetta и Santana). Модель Fulwin была существенно дешевле своих праобразов, поэтому пользовалась большим спросом, уже в 2001 году было продано более 28 тыс. (2,3 % продаж всех автомобилей в КНР), в следующем году — 50 тыс. В 2004 году SAIC вышла из состава акционеров Chery. В марте 2006 года компания выпустила пятисоттысячный автомобиль, модельный ряд был значительно расширен копиями моделей других автопроизводителей; наиболее успешными моделями были QQ (с 2003 года) и Tiggo. Продажи 2007 году превысили 380 тыс. автомобилей, основной нишей для компании до этого времени были машины в категории до 100 тыс. юаней ($13 тыс.), однако в последующие годы Chery начала осваивать более высокие ценовые категории новыми брендами Riich и Rely. Также в 2007 году было создано несколько совместных предприятий, с Israel Corporation[en], Chrysler[4] и Fiat[5], но из них только первое оказалось успешным (с 2011 года оно называется Qoros). В марте 2012 года с Jaguar Land Rover было создано ещё одно совместное предприятие, построившее завод недалеко от Шанхая.
Экспорт автомобилей начался ещё в сентябре 2001 года, когда 10 машин Fulwin были проданы в Сирии, а с 2003 года Chery более 10 лет подряд удерживала статус крупнейшего китайского автоэкспортёра. В 2007 году было экспортировано 120 тыс. автомобилей компании в 40 стран. В 2005 году для продвижения своей продукции на рынке США Chery заключила соглашение с Малкольмом Бриклином (Malcolm Bricklin), который в 1960-х годах первым начал продавать в США автомобили Subaru. Планировалось к 2008 году открыть в США 250 дилерских центров и продавать 250 000 автомобилей в год, однако партнёрство не состоялось.
Значительная часть экспорта приходилась на комплектующие для крупно- и мелкоузловой сборки, предприятия по сборке на 2012 год имелись в 16 странах, включая Египет (с 2004 года), Иран (с 2004 года), Индонезию (с 2006 года), Украину (с 2006 года), Малайзию (с 2008 года), Тайвань (с 2009 года). В 2014 году начал работу завод в Бразилии.
Продажи в 2010 году составили 680 тыс., но с этого года компания начала терять позиции на внутреннем рынке. В 2013 году Chery Automobile отказалась от брендов Riich и Rely, которые так и не смогли составить конкуренцию продукции китайских совместных предприятий и импортным автомобилям; к этому году продажи упали до 472 тыс. автомобилей.
В начале 2012 года создано совместное предприятие компаний Chery Technology и Valeo под названием Wuhu Valeo Automotive Lighting Systems. Совместное предприятие производит автомобильные осветительные приборы для китайского рынка.